Грабовка известна с начала XVIII века как слобода в Речицком повете (уезде) Минского воеводства Великого княжества Литовского. Cвоё название селение получило от одноимённой речки, на берегу которой она расположилась, и основную часть её жителей составляли старообрядцы, бежавшие из Московского царства с целью сохрания своей веры. Ими же рядом, на лесистом берегу речки Терюха, была основана монашеская раскольничья пустынь, в которой могло одновременно проживать до 50 иноков. В 1764 году военные отряды во главе с генералом Масловым провели здесь войсковую операцию по поимке беглецов, всех пойманных высали в Россию, а пустынь сожгли. Однако со временем здешние места вновь были заселены и после 1-го раздела Речи Посполитой (1772 г.) вошли в состав Белицкого уезда Могилёвской губернии Российской империи. В 1854 году хозяином грабовского фольварка, по праву наследства, стал дворянин католического вероисповедания Фащ Оттон Карлович, ему принадлежало 5468 десятин земли, а деревня в это время относилась к приходу православной Свято-Николаевской церкви волостного местечка Носовичи. Во 2-й половине XIX века в Грабовке был заложен парк, здесь действовали маслобойня, 2 ветряные и одна водяная мельницы, винная лавка, школа, католическая каплица и православная Свято-Вознесенская деревянная церковь.
Об основании Вознесенской церкви и открытии при ней самостоятельного прихода имеются данные в «Путевых записках…» епископа Могилёвского и Мстиславского Мисаила (Крылова), производившего в 1897 году пастырский обзор церквей Могилёвской епархии, который, будучи в Грабовке, отметил следующее: «Село… расстоянием от губ. гор. Могилёва в 216 верстах. Храм, построенный в 1879 году на средства прихожан, деревянный, однопрестольный, крепок и благовиден. Утварь и ризница церковные не богатые, но в достаточном количестве. В библиотеке церковной, кроме богослужебных книг, 30 экз. книг религиозно-нравственного содержания только. Поют в церкви любители церковного пения вместе с учащимися церк.-прих. школах. Там три церковно-приходские школы грамотности – одна в селе и две в деревнях. Сельская школа помещается в церковной сторожке, помещение тесное и неудобное. Настоит надобность позаботиться об устройстве другого школьного здания. Прихожан 2828 душ обоего пола. Причт из двух членов – священника и псаломщика с жалованием годовым в 476 руб. 38 коп. Земли при церкви 33 десятины; плана и межевой книги на землю не имеется. Помещения для членов причта готовые, но ветхие; содержание причта посредственное. Имеется церк.-прих. Попечительство, но оно без материальных средств. Причт надёжный. Документы церковные в исправности, кроме летописи – в ней с 1889 года ничего не значится».
Однако имеются данные, что ранее в Грабовке уже была церковь. На Генеральном плане межевания земель Белицкого уезда 1783 года селение расположено на дороге «Белица-Чернигов» и указано именно как село, на северной окраине которого, на берегу искусственного озера (сохранилось по настоящее время), условным значком-крестиком отмечено наличие церкви (иллюстрация 1). Когда и кем она была основана – данных не найдено, также не найдено иных, кроме Плана, документальных упоминаний о сей церкви, в том числе и в списках униатских церквей Гомельского деканата и реестрах православных церквей Белицкого уезда 2-й половины XVIII – начала XIX века. Возможно, она являлась приписной и не имела своего причта, т. к. при ней в 1783 году не было показано, как при других сельских церквях, наличие церковной земли, а по данным карты 1816 года Грабовка показана уже как деревня, не имевшая в своём расположении церкви.
Тем не менее, известно, если принять во внимание данные Генерального плана 1783 года, вторая церковь 1879 года постройки стала полноценным центром новообразованного прихода, и чтобы обеспечить её причт денежным содержанием, Могилёвская консистория определила передать ей из Ново-Белицкой церкви Гомеля оклады вторых должностей священника и псаломщика. Первым здешним настоятелем 8 июля 1879 года стал иерей Стефан Филиппович Клиндухов, сын священника, окончивший Могилёвскую духовную семинарию. 17 февраля 1893 году он, за заслуги по духовному ведомству, удостоен епархиальной награды – набедренника. Прослужив здесь немногим более 20 лет, о. Стефан и священник Старо-Юрковичской церкви Гомельского уезда Пётр Ольшевский 4 марта 1900 года, согласно прошению, были перемещены один на место другого.
18 декабря 1884 года скончался грабовский псаломщика Даниил Шимкович. Через некоторое время новым псаломщиком к сей церкви резолюцией правящего архиерея был назначен студент Могилёвской духовной семинарии Николай Ольшевский. Одновременно с учёбой в семинарии и исполнением псаломщицких обязанностей он состоял на должности учителя в местной церковной школе и 24 сентября 1888 года назначен настоятелем к Церковищенской церкви Могилёвского уезда. В этот же день на его место псаломщика был определён выпускник Могилёвской семинарии Георгий Цитович, который 16 сентября 1889 года скоропостижно скончался.
Причт церкви принимал непосредственное участие в распространении грамотности среди населения прихода. Об этом имеются некоторые отчёты Могилёвского епархиального училищного Совета, в общем ведении которого находились церковные школы губернии. Из отчёта училищного Совета за 1886–1887 уч. год: «Школы грамотности: 1) в с. Грабовке помещается в церковной сторожке, учителем состоит солдат Феодор Ткачёв, получает по 6 руб. в месяц, из них половину от церковно-приходского Попечительства, а другую половину от общества; учащихся 47 мал. и 4 девочки. Закон Божий преподает псаломщик, студент семинарии Николай Ольшевский; пению обучает также он совместно с учителем. 2) В д. Хуторянке помещается в наёмном доме, учителем состоит фельдфебель Трофим Бошлаков, получает от родителей учащихся по 6 руб. в учебный месяц; учащихся 19 мал. и 1 девочка. 3) В д. Песочной Буде школа помещается в наёмном доме, учителем состоит кр. Григорий Мельников, получает от общества по 4 руб. в месяц; учащихся 16 мал. и 3 девочки».
Из отчёта училищного Совета за 1888–1889 уч. год: «Церк.-прих. школа в с. Грабовке помещается в устроенном для неё доме, учителем состоит унтер-офицер Трофим Бошляков, получает от общества и от Попечительства по 7 руб. в месяц; законоучителем состоит священник Стефан Клиндухов; учащихся 47 мал. и 5 дев. Того же прихода школа грамоты в д. Песочной Буде помещается в общественном доме, учителем состоит кр. Аверкий Тарасиев, получает от общества по 30 коп. в месяц за ученика; учащихся 19 мал. и 1 девочка».
Из отчёта за 1889–1890 уч. год: «…Школа в с. Грабовке помещается в устроенном для неё доме, учителем состоит унтер-офицер Трофим Бошляков, получает от общества и от попечительства по 7 руб. в месяц; законоучителем состоит священник Стефан Клиндухов; учащихся 37 мал. и 16 дев. Того же прихода школа грамоты в д. Песочной Буде помещается в общественном доме, учителем состоит кр. Аверкий Тарасиев, получает от общества по 25 коп. в месяц за ученика; учащихся 28 мал. и 2 девочек».
В 1889 году, при обозрении приходов епархии, епископ Могилёвский и Мстиславский Сергий (Спасский) проверил некоторые церковные школы Гомельского уезда. По результатам проверки им был дан следующий отзыв: «…В настоящее время во время обозрения церквей с 19 по 30 мая включительно подлежали обозрению церк.-прих. школы и школы грамотности в количестве 41. Успехи различны… Более слабые ответы были в… школах Грабовского прихода…» Далее, в отчёте Гомельского уездного училищного Совета 1889 года указано, что «при Грабовской церкви существует правильный певческий хор, созданный из учеников местной церковно-приходской школы». С 1907 года в Грабовской одноклассной школе учительницей была Мария Чернобаева, окончившая Гомельскую женскую гимназию, а с 1909 года учителем в ней состоял Даниил Коваленко, окончивший Приснянскую церк.-прих. школу с учительским классом. Кроме того, с 1904 года в селе действовало народное училище, подведомственное Могилёвской Дирекции учебных заведений Министерства народного просвещения, и в 1907–1908 уч. году учителем в нём был Онуфрий Афанасьевич Хорунжий, и в 1909–1910 гг. учительницами одновременно состояли Надежда Фёдоровна и Евгения Фёдоровна Павские.
27 сентября 1889 года новым псаломщиком к Грабовской церкви назначен учитель Переволочнянской церковно-приходской школы Оршанского уезда Павел Бекаревич, окончивший курс духовной семинарии. Через год его сменил Иосиф Ермалович, который 1 декабря 1895 года, согласно прошению, перевёлся на священническое место в Томскую епархию. В это время при сей церкви имелись 33 десятины церковной земли и помещения для проживания причта, а прихожан числилось 1334 души муж. и 1338 душ жен. пола.
14 декабря 1895 года псаломщиком в Грабовку назначен Пантелеймон Волкович. 23 февраля 1909 года он скончался, а его семья получила право получать пособие из Общества помощи бедному духовенству по 2-му разряду.
6 августа 1906 года скончался настоятель Грабовской церкви протоиерей Пётр Станиславович Ольшевский. В священнический сан он был рукоположен 8 сентября 1858 года, за заслуги по духовному ведомству имел многие церковные и светские награды, а также длительное время исполнял обязанности благочинного 3-го Гомельского округа. Похоронен у стен приходского храма. В 1906 году оклад священника сей церкви составлял 500 руб. в год, в приходе имелось помещение для его проживания и прихожан числилось 1583 души муж. и 1622 души жен. пола.
12 сентября 1906 года священником к сей церкви назначен Феодор Андреевич Рафанович. Он родился 6 июня 1883 года в с. Каничи Климовского уезда, сын псаломщика, окончил Могилёвскую духовную семинарию в 1906 году и в этом же году рукоположен в сан священника. 22 октября 1906 года определён законоучителем к Грабовскому народному училищу и Песочно-Будской церк.-прих школе. 30 сентября 1909 года о. Феодор, согласно прошению, переведён в село Шерстин Гомельского уезда.
15 декабря 1909 года к Грабовской церкви на священническое место назначен диакон-псаломщик Гомельской Троицкой церкви Иван Михайлович Васильев, выдержавший установленный экзамен, и 2 января 1910 года рукоположен в сан священника. Он родился в 1862 году, окончил Мстиславское духовное училище и с 1879 года состоял псаломщиком при Глубоцкой церкви Гомельского уезда, откуда переведён в Гомельскую Троицкую церковь, где в 1905 году рукоположен в сан диакона. Во время служения в Грабовке был законоучителем в приходских школах и земском училище. 5 февраля 1914 года он перемещён, согласно прошению, к Залесской церкви Рогачёвского уезда.
26 марта 1914 года в село Грабовка настоятелем местной церкви назначен диакон Мышенакской церкви Горецкого уезда Владимир Иванович Коршунов и 29 марта рукоположен в сан священника. Он родился в 1878 году, сын крестьянина, в 1891 году окончил Княжицкое народное училище и назначен учителем в школу грамоты, а в 1907 году выдержал экзамен на звание «Учитель церковно-приходских школ», с 1910 года служил на должностях псаломщика и диакона на приходах Могилёвской епархии. 22 мая 1917 года о. Владимир перемещён к Залесской церкви Рогачёвского уезда.
Исполнять обязанности псаломщика к Грабовской церкви в 1912 году был назначен студент Могилёвской духовной семинарии Михаил Волкович, который, согласно прошению, 13 декабря с. г. перемещён к Носовичской церкви Гомельского уезда. 22 января 1913 года на его место назначен выдержавший установленный экзамен крестьянин села Антоновка Гомельского уезда Захарий Кожевников. 20 августа 1913 года он и псаломщик Антоновской церкви Сергий Губчевский перемещены один на место другого.
11 октября сего года С. Губчевский, согласно прошению, уволен в заштат, а на его место 12 октября перемещён псаломщик Жгунской церкви Гомельского уезда Иван Савкович. 6 февраля 1914 года он перемещён к Переростовской церкви Гомельского уезда, а 10 февраля в Грабовку на должность псаломщика определён бывший воспитанник 5-го класса Холмской духовной семинарии (Польша) Иван Бедрицкий, который 11 мая 1914 года был уволен от занимаемой должности и 1 ноября назначен к Денисковичской церкви Рогачёвского уезда.
Наиболее долго в Грабовской церкви на должности псаломщика прослужил крестьянин из села Остаповка Полтавской епархии Макарий Данилович Литовченко, 1890 г. р., назначенный сюда 1 июля 1914 года. 29 марта 1916 года резолюцией епископа Гомельского Митрофана (Краснопольского) он утверждён на занимаемой должности и 28 мая принят в духовное звание.
Сменил о. В. Коршунова в Грабовской церкви в 1917 году священник Стефан Рассахонов. В 1923 году он подписал договор с Носовичским волисполкомом на бесплатное и бессрочное пользование зданием церкви и его имуществом в богослужебных целях, а председателем церковного совета в это время был местный житель Афанасий Башлаков. Далее, по данным 1925 года в Грабовке служил священник Иван Григорьевич Глазко, 1890 г. р., который, как указано в анкете, судимости не имел, но других данных о нём не найдено.
4 мая 1933 года Тереховский РИК прислал в Грабовский сельсовет решение Гомельского епархиального управления обновленческой церкви, что местный священник Феодор Пикулев не имеет права служить в Грабовской церкви и должен быть отстранён от прихода. Повторно, 27 мая, райисполком предложил срочно, в течение 24 часов, «священнику Пикулеву покинуть приход, не проводить среди селян агитацию и не собирать подписи в свою защиту». После изгнания о. Феодора с прихода Гомельское епархиальное управление обновленцев выдало справку № 196 от 13 июля 1933 года священнику Андрею Ивановичу Воронцову для его регистрации в Тереховском РИК в качестве настоятеля при Грабовской церкви. Он родился в 1882 году в Грабовке, получил домашнее образование, длительное время находился в монастыре (не указал в каком), во время войны служил в Самарской дружине, был холост, имущества и родственников не имел. Вместе с анкетой и справкой епархиального управления священник предоставил в РИК список членов церковного совета своего прихода: председателем совета была Башлакова Марфа (73 года), членами совета – Борисенко Тит (60 лет), Панова Ксения (63 года) и Башлаков Роман (70 лет), а старостой церкви – Васиньков Прокоп (45 лет).
Возможно, А. Воронцов является последним священником при сей церкви до её закрытия, о его дальнейшей судьбе сведений не найдено, а других назначений духовенства к ней в довоенное время не найдено. В 1939 году, в соответствии с постановлением оргкомитета Президиума Верховного Совета БССР по Гомельской области от 17 февраля 1939 года, Грабовская церковь была закрыта и перестроена под школу, однако, по воспоминаниям местных жителей, она уже была закрыта и не действовала в 1935–1936 гг. Но построенная из церковного материала деревянная школа сгорела, и к 1941 году на этом месте возвели новую каменную, которой воспользоваться смогли только в послевоенное время. Совершались ли здесь богослужения во время немецкой оккупации – сведений не имеется.
Тайные богослужения, проводимые мирянами на дому в отсутствие действующей церкви, преследовались властями. В квартальном отчёте 1949 года уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской области в адрес вышестоящего руководства сообщил следующее: «…В Грабовке… Тереховского района верующие имеют попытку собираться в домах, где находятся иконы престольного праздника. Более знающие церковную службу организовывают, поют, читают, превращая эти моления в богослужения. На месте ведётся борьба с этими явлениями, попытки решительно пресекаются…»
В 1996 году старая школа перестала действовать. По инициативе местных жителей в селе была организована церковная двадцатка, которая 17 ноября 1998 года зарегистрировала в Гомельском облисполкоме устав Грабовского приходского храма в честь Вознесения Господня. В январе 1999 года решением райисполкома верующим под церковь было отдано пустующее помещение недействующей школы, в котором после подготовительных и ремонтных работ с 2000 года стали постоянно совершаться богослужения, а в последующем при церкви организовалась воскресная школа. Основными благотворителями храма являются супруги Василий Васильевич и Валентина Алексеевна Башлаковы, проживающие в деревне Хуторянка. После возобновления деятельности прихода первый настоятель к нему был назначен в 2000 году.
Ныне особо почитаемой святыней прихода является икона Божией Матери «Августовская» – явление русским воинам Пресвятой Богородицы в Августовском сражении в сентябре 1914 года. Во время разрушения храма икона была спасена верующими и хранилась в семье местных жителей Свиридковых. Во вновь открытый храм она была возвращена 17 апреля 2008 года. 14 сентября 2009 года, в день памяти этой иконы, состоялось великое освящение Грабовского храма, совершённое викарием Гомельской епархии епископом Леонидом (Филем). В память этого события здесь ежегодно 14 сентября совершается праздничное богослужение и крестный ход.
Также в открытый храм были принесены обрядовая икона-свеча в честь святого Николая Чудотворца, находившаяся в деревне Хуторянка, другие старые иконы и некоторые богослужебные книги, бывшие ранее в Грабовской и соседней Песочнобудской церквях. Учитывая их хорошую сохранность, часть этих книг (Минеи конца 1700-х годов) вновь стала использоваться при совершении богослужений в Грабовке, другая часть передана в Свято-Успенский храм а/г Песочная Буда.
В Национальном историческом архиве Беларуси (г. Минск) хранятся метрические книги Грабовской церкви в количестве 6 единиц (фонд 2977) за 1893–1914 годы, которые могут представлять интерес для местных жителей при исследовании исторических корней своей родословной.
Также в Грабовке имелась католическая каплица, располагавшаяся напротив церкви на родовом кладбище помещиков Фащей. Она была построена в 1818 году, именовалась в честь Пресвятой Панны Марии «Руженцовской», имела алтарь с богослужебными предметами и один колокол, службы и панихиды совершались в ней несколько раз в году. Закрыта после 1926 года и в последующем полностью разобрана на строительные материалы для частных построек. Сейчас на месте заброшенного кладбища (иллюстрация 2) находится небольшой парк из старых клёнов и лип, здесь же сохранились фамильный погребальный склеп и несколько надгробных камней с именными надписями. Кладбище разорено в 1920-х гг., могилы дворян вскрывались в поисках ценных предметов. Склеп, по свидетельству очевидцев, состоит из двух отделений, со временем он был засыпан различным мусором, а ныне вход в него заложен строительным материалом.
Сергей Валентинович Цыкунов, член церковно-исторической комиссии Гомельской епархии.
После возобновления деятельности Грабовского прихода первым служащим священником был Георгий Борисёнок, далее священники часто менялись. С 2007 года служащим священником Грабовской церкви состоял Виталий Викторович Партий.
3 января 2019 года на приход был назначен новый настоятель иерей Павел Чублов.
1 октября 2021 года на должность настоятеля Прихода храма Вознесения Господня в д.Грабовка назначен иерей Ростислав Костунов.
В 2022 году, 2 июня, на престольный праздник праздничное богослужение совершил епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии.
Правящий архиерей регулярно посещает храм с рабочими визитами, во время которых ознакамливается с состоянием дел на приходе и обсуждает с настоятелем административно-хозяйственные вопросы жизни приходской общины.
Божественную литургию 25 мая 2023г., в престольный праздник Вознесения Господня в д. Грабовка Гомельского района, совершил Преосвященнейший Амвросий, епископ Светлогорский, викарий Гомельской епархии. Владыке Амвросию сослужил настоятель прихода храма Вознесения Господня в д. Грабовка иерей Ростислав Костунов.
Диаконский чин совершил диакон Сергий Сасыкбаев.
За литургией были вознесены сугубые молитвы о даровании мира.
По окончании богослужения состоялся крестный ход после чего Владыка Амвросий обратился к собравшимся со словами назидания. Так же поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Завершая свой архипастырский визит, Владыка Амвросий поблагодарил всех за совместную молитву.
Божественную литургию 13 июня 2024 года, в праздник Вознесения Господня, Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил в храме д.Грабовка, освященном в честь этого евангельского события.
Вознесение Господне празднуется на 40 день после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. Вознесение завершает земное служение Иисуса Христа. Он выполнил Свою миссию на земле, принеся Себя в жертву за грехи всего мира, победив смерть и воскрес из мёртвых. Вознесение — это подтверждение того, что Христос исполнил волю Отца и теперь восходит в небесную славу.
Христос много раз являлся своим ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя их веру. После многих бесед с ними Христос привел учеников на гору Елеон и, благословляя их, вознесся на небо.
Высокопреосвященнейшему владыке в этот день сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинный Гомельского районного округа протоиерей Артемий Кривицкий, настоятель прихода иерей Ростислав Костунов и духовенство епархии.
Во время литургии прозвучали слова Евангелия от Луки (Лк. 24:36-53), где описано явление воскресшего Господа ученикам и Его вознесение на небеса.
За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о восстановлении мира.
По окончании богослужения состоялся крестный ход. Духовенство и верующие проследовали вокруг храма с пением праздничных тропарей, прославляя Вознесшегося Господа.
В завершение Высокопреосвященнейший Стефан поздравил прихожан и духовенство с престольным праздником и обратился к молящимся со словом назидания.
Владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, напомнив им о великой благодати, которую они получили, и о необходимости сохранять эту благодать в своей жизни. Он преподал всем архипастырское благословение, призывая Божью милость на всех присутствующих.